2 апреля ежегодно отмечается Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма. Он был установлен резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 18 декабря 2007 года, в которой была выражена обеспокоенность высокой численностью детей, страдающих аутизмом. Аутизм – это постоянное нарушение развития, которое проявляется в течение первых трех лет жизни и является следствием неврологического расстройства, сказывающегося на функционировании мозга. Он был установлен резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 18 декабря 2007 года, в которой была выражена обеспокоенность высокой численностью детей, страдающих аутизмом. Аутизм – постоянное нарушение в развитии нервной системы, которое проявляется в раннем детстве и не зависит от пола, расовой принадлежности или социально-экономического статуса. Термин "расстройства аутистического спектра" (РАС) охватывает ряд определенных характеристик. При условии надлежащей поддержки, учета потребностей и благожелательного отношения люди, страдающие этим неврологическим отклонением, могут пользоваться равными возможностями, полноправно и продуктивно участвовать в жизни общества.
Сопровождение детей с расстройством аутистического спектра в учреждении строится последовательно и состоит из следующих этапов:
- знакомство с ребенком и семьей (изучение документации);
- проведение всестороннего обследования;
- анализ полученных результатов
- организация социально - психологического сопровождения.
На диагностическом этапе – проводится психолого-педагогическое обследование с целью определения индивидуальных особенностей ребенка.
Диагностика психического развития ребенка включает в себя:
- всестороннее изучение особенностей личностного развития ребенка с РАС;
- анализ системы семейных отношений;
- характера взаимодействия родителей и ребенка;
- стилей семейного воспитания.
Педагогическая диагностика включает в себя:
- наличие базисных функциональных навыков (умение терпеливо ждать, зрительный контакт; усидчивость; выполнение инструкций);
- умения социально-бытовой адаптации;
- речевые навыки;
- академические навыки (письма, счета, чтения), а также навыки игры (самостоятельного ведения игры, понимания правил, поиска партнеров, использования игровых предметов в соответствии с их функциями и др.).
Модель коррекционной помощи детям и их семей включает в себя два основных стратегических направления:
- работа с детьми;
- работа с семьями.
Работа с детьми имеет следующие направления:
- установление контакта с ребенком;
- развитие речи;
- формирование положительного настроя на контакт с окружающей средой;
- коррекция поведенческих нарушений и социальной дезадаптированности;
- коррекция страхов;
- коррекция агрессивности;
- развитие когнитивных способностей.
Работа с родителями также имеет несколько направлений:
- просветительский блок;
- психопрофилактический и психокоррекционный;
- консультативный блок.